РР: На Канарах очень бережно относятся к историческому наследию. Вам, как этнографу, было полезно знакомство с местным опытом в этой сфере?
Дмитрий Новиков: Этнограф — сильно сказано, конечно. Я просто очень люблю то место, где живу и о котором пишу. Удивительно, что мало кто знает о карелах, хотя это очень интересный народ. К счастью он сохранился, несмотря на тяжелейшую историю, на то, что он постоянно находился на границе между русским миром и миром западным. Из этих столкновений себя вынес, даже язык удалось сохранить. Сейчас его возрождают, хотя в свое время, в Советском союзе, карельский язык был запрещен. Бабушка моя могла только с подружками дома говорить. Я сам наполовину русский, наполовину карел, и мои карельские чувства всколыхнулись, когда я стал жить в деревне, строить дом, общаться с людьми, узнавать историю. А приехал сюда и тут вдруг нашел какие-то странные пересечения, которые мне как писателю, кажутся забавными. Например, история гуанчей (племя аборигенов на Тенерифе — прим. ред.), о которых я до этого и думать не думал, и слыхом не слыхивал. У них было девять менсеев (вождей — прим. ред.), а про карелов говорят, что они дети девяти карельских племен, которые в свое время сожгли древнюю столицу викингов Сиггуну. Принесенные ими оттуда чугунные ворота до сих пор стоят в храме святой Софии в Новгороде. Потом посмотрел на портреты предполагаемых гуанчей — они очень похожи на персонажей из Калевалы, нашего эпоса. Мы с друзьями уже шутим — может, мы северные гуанчи, или это на Тенерифе южные карелы поселились. Жалко, что от гуанчей ничего не сохранилось, кроме мумий, ни языка, ни письменности. Не хотелось бы, чтобы карелов довели до такого состояния, чтобы от них только мумии остались. Сейчас пытаются на правительственном уровне возрождать карельскую культуру, и школы для детей открывают, и хоров много карельских, костюм национальный сохранился. Так что вывод такой — чтобы не остались одни мумии, надо активнее в этом направлении работать.